Горячая линия

8 (3412) 65-65-13

Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями
граждан и организаций

Об учреждении

Прослушать

Полное наименование: Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Сокращенное наименование: ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» Минтруда России.

Дата создания: 16 декабря 2004 года (Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 № 1646-р).

Учредитель и собственник: Российская Федерация.

Руководитель — главный эксперт по медико-социальной экспертизе Екатерина Дмитриевна Мухаметгалеева (Приказ ФМБА России от 07.07.2009 № 352-л, Приказ Минтруда России от 22.05.2017 №43-кр), действует на основании Устава.

Основными задачами ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» является установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Структура учреждения состоит из административно-управленческого аппарата, 4 экспертных составов и 22 бюро — филиалов. Бюро медико-социальной экспертизы расположены в городах Удмуртской Республики: Ижевске, Можге, Глазове и Сарапуле. Проводятся выездные заседания.

Коллектив учреждения представлен высококвалифицированными специалистами: кандидаты медицинских наук, заслуженные работники здравоохранения и социальной защиты, 83% специалистов присвоены квалификационные категории. В коллективе уделяется внимание молодым специалистам, они направляются на обучение в ведущие профильные интернатуру и ординатуру в Санкт-Петербургском институте экспертизы и Федеральном Бюро медико-социальной экспертизы Москвы.

Ежегодно ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» Минтруда России проводит освидетельствование порядка 28 000 человек, из них порядка 3 000 — дети и подростки.

Реабилитация инвалидов является одним из приоритетных направлений в работе учреждения и главным звеном в системе социальной защиты инвалидов. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости и его социальная адаптация, интеграция или реинтеграция в общество. Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов являются индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА, ранее — ИПР), которая с марта 2005 года разрабатывается для каждого человека, признанного инвалидом. К нам обращаются и те, кто ранее был признан инвалидом, но по тем или иным причинам не имеет ИПРА, для таких людей тоже формируется ИПРА. В настоящее время прослеживается значительная положительная динамика в работе Учреждения по проблемам реабилитации инвалидов, наблюдается рост процента охвата инвалидов ИПРА благодаря как работе Учреждения, так и заинтересованности самих инвалидов в проведении реабилитационных мероприятий и взаимодействия ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» с общественными и медицинскими организациями и ведомствами региона.

При возникновении вопросов граждане могут обратиться в Учреждение на личную консультацию или позвонить по телефону «горчей линии» (3412) 65-65-13, а также в приёмные дни к заместителю руководителя по экспертной работе или к руководителю — главному эксперту по медико-социальной экспертизе.

Объём оборудования диагностической базы медико-социальной экспертизы в Удмуртии полностью соответствует современным требованиям. Имеется современное оборудование для проведения экспертно-реабилитационной диагностики. В сложных экспертных случаях проводится суточное мониторирование. Имеется комплекс офтальмологического оборудования. Результаты данных обследований значительно помогают специалистам оценить ограничение жизнедеятельности для принятия более грамотного экспертного решения и для точного определения реабилитационного потенциала.

История развития

Определение «инвалидность» имеет свою особую историю, знание которой позволит правильно осмыслить её современно содержание. Впервые трактовка этого понятия приведена в энциклопедическом словаре под редакцией И. А. Будуэн де Куртенэ, как «неспособность к труду вследствие потери здоровья; беспомощность, убогость».

Петр I с государственных позиций привлекал денежные средства для организации приютов, богаделен, работных домов для инвалидов, в которые в первую очередь помещались военные инвалиды, либо им выдавалось пожизненное пособие. Со второй половины XIX века «инвалидность» приобретает принципиально новое содержание. Инвалидами стали называть рабочих, которые по причине производственной травмы или профессионального заболевания полностью, либо частично теряли возможность трудится и зарабатывать, что вызывало необходимость материальной компенсации за нарушение их здоровья и способности к труду. В России в связи с интенсивным ростом численности рабочего класса возникли союзы рабочих, кассы взаимопомощи, которые осуществляли функцию добровольного страхования человека на случай болезни, безработицы или увечья. Позднее они стали оказывать помощь и хронически больным людям, потерявшим трудоспособность, которых стали называть инвалидами труда. Всё больше отходило на второй план военное значение термина «инвалид», и понятие инвалидности. Инвалидность, безусловно, приводит к изменению взаимоотношений в семье, быту, обыденных ситуациях, в трудовом коллективе, она не может, не затронут личности больного, не коснуться многообразной системы связей, соединяющих его с обществом.

Разносторонние научные исследования, анализ огромного опыта работы службы ВТЭ и учет международного воззрения обусловили разработку в России новой концепции теории инвалидности, методов её определения и оценки. В соответствии с новыми подходами потребовалась трансформация ВТЭ в МСЭ (медицинская социальная экспертиза) с иным функциями и задачами, в том числе с установлением наличия тяжести инвалидности. Ведущее значение приобретает определение потребности инвалида в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами функций организма. МСЭ осуществляется на основании теоретических положений, методических и организационных принципов. Эти пожелания и принципы вытекают из того, на каком этапе политического, социально-экономического развития общества находится государство, также из современных научных и практических достижений различных клинических дисциплин.

Вопросы, стоящие в настоящий момент перед медико-социальной экспертизой, стали активно развиваться в России с начала XX века. 31 октября (13 ноября по новому стилю) 1918 года председателем Совета Народны Комисаров В. И. Лениным подписывается декрет «Положение о социальном обеспечении трудящихся». 6 июля 1928 года было утверждено «Положение о врачебно-трудовых комиссиях» и определен круг решаемых ими задач: установление наличия её возникновения, определение способов восстановления трудоспособности путём лечения, переобучения и дальнейшего протезирования инвалидов.

В 1935 году на базе Удмуртского областного отдела социального обеспечения был образован Наркомат социального обеспечения УАССР. В состав рабочего аппарата Наркомата входила врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК). В соответствии с Указом президиума Верховного Совета УАССР от 28. 03. 1946 Наркомат был преобразован в Министерстве социального обеспечения УАССР, на которое было возложена организация врачебно-трудовой экспертизы и протезно-ортопедической помощи. В 1948 году вводится новое Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях. В соответствии с этим положением был расширен круг задач, стоящих перед ВТЭК, имеющих профилактическую и реабилитационную направленность. Например, протезирование, восстановительное лечение, профессиональное обучение, переквалификация, определение для инвалидов условий и видов труда, доступных по состоянию здоровья и в связи с физическим дефектом, перевод на другую работу или освобождение от сверхурочных работ и работы в ночное время, изучение условий труда инвалидов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях, выявления работ и профессий, доступных инвалидам.

Во исполнение постановления Правительства УР от 14. 07. 1997 года № 704 «О поэтапной реорганизации структуры ВТЭК республики и создания на её основе новой Государственной службы Медико-социальной экспертизы УР» и на основании приказа министра от 01 августа 1997 года №115 в системе министерства была создана Государственная служба медико-социальной экспертизы УР без статуса юридического лица. С целью рационального трудоустройства инвалидов специалистами МСЭ была разработана адаптированная для республики форма ИПР, утвержденная МСЗН УР 24 июня 1997 года. ИПР включала мероприятия по профессиональной реабилитации инвалидов. В тот же период активное взаимодействие со специалистами службы занятости привело к положительным результатам — увеличилось количество трудовых инвалидов.

На основании распоряжения Правительства РФ № 1646-р учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы Министерств социальной защиты населения субъектов РФ реорганизованы в Федеральные государственные учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по субъектам Российской Федерации.